Алгоритм работы со словарным словом
- Орфографическое
проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции.
Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью
в тетрадь.
- Нахождение индивидуального
приёма запоминания с опорой на память.
При этом каждый может выбрать свой
прием запоминания:
- проговорить вслух негромко
себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);
- молча посмотреть на слово,
прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его
написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со
зрительной памятью);
- проговорить слово по слогам
соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для
учащихся со слуховой памятью).
- Толкование этого слова и его
этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала
попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их
предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь,
помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию
незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём
формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Трудность заключается
в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.
- Подбор однокоренных слов.
(Групповая работа)
- Письменный фонетический
разбор в полной форме.
- Коллективное составление
предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с
последующим синтаксическим разбором.
- Морфологический разбор
словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
- Склонение этого слова по
падежам.
- Использование метода
ассоциации.
Суть метода заключается в том, что
трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным
образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая
правильно написать и запомнить орфограмму.
- Создание рисунка (аппликации,
ребусов, стихотворений).
- Использование
визуально-кинестетического метода (НЛП).
Визуально
– кинестетическая стратегия грамотного письма (психологический метод якорения
Д. Гордона и Р. Бендлера нейролингвистического подхода (НЛП)). Подход
заключается в следующем:
- у каждого человека существует
3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию
через 3 канала:
- аудиальный (больше запоминает
информацию, которую он услышал);
- визуальный (больше запоминает
информацию, которую увидел сам);
- кинестетический (запоминает
информацию, которую почувствовал).
Один из
каналов у человека является ведущим. В учебных классах существуют, как
правило, ученики с различными ведущими каналами, т.е. информацию запоминают
по-разному. Оптимальным методом для запоминания информации является
визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив» через себя слово,
запомнить информацию всем учащимся.
Метод
способствует расслаблению учащихся, снятию напряжения. Его вполне можно
использовать вместо физминутки.( по материалам статьи Тухфатшиной Н.И." Словарная работа - залог повышения грамотности русского языка в начальной школе")
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий