пятница, 10 февраля 2012 г.

Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок.

Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения детей грамотному письму.
В период обучения грамоте необходимо требовать, чтобы  ученики, прежде, чем записать  слово, сделали его звуковой анализ и , записывая, проговаривали его по слогам.
С первых  учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При записи слов, текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Необходимо уделять много внимания увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. Вот почему чтение занимает большое место в учебном процессе .Очень важно следить за тем, чтобы дети систематически читали книги, пересказывали на уроках содержание прочитанного.
В практике обучения мы, учителя, часто встречаемся с такими случаями, когда обучаемые повторяют прежние ошибки. Необходимо контролировать  выполнение детьми работы над ошибками.  Для  этого каждому ребёнку   выдана книжечка – памятка( созданная автором) «Как работать над ошибками».Каждая   орфограмма  стоит под определённым  номером , который, при проверке тетрадей, в самом начале работы с памяткой, я выношу на поля тетради. Ученикам, которые испытывают большие трудности при работе с памяткой, выписываю слова сама. Для большей заинтересованности ребёнка в учёбе в данном предмете необходимы доверительные отношения между ним и учителем. Так готовлю индивидуальные карточки, все вопросы решаются конфиденциально, если что-то непонятно, есть какие – либо трудности, ребёнок, не боясь, подходит с вопросом. В дальнейшем, начиная со второго полугодия второго класса,  ошибки могу не исправлять , подчёркиваю слова с ошибкой и выношу на поля палочки, соответствующие количеству ошибок. В третьем, четвёртом классах, выношу только палочки на поля тетради.
Для повышения орфографической зоркости, даю такое задание: определить, на какое правило данное слово, объяснить его написание. Называю орфограмму, дети должны записать определённое количество  слов на данное правило. При чтении художественных текстов, стихов, учащиеся часто сами называют слова из «Словаря», слова с безударными гласными и т. д. Перед диктантом, изложением  провожу такую  работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Это может быть словарная или творческая работа . Дети читают слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях. После проверки диктанта, выписываю слова с ошибками. На следующий день записываю их на доске. Вместе с детьми объясняются орфограммы. Слова включаются в последующие уроки, в разные этапы урока, затем проводится небольшой диктант, предложения в котором составлены из этих слов.
Некоторые виды диктантов развивают орфографическую зоркость. « Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а  в слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают букву. После диктанта, дети спрашивают, как нужно писать то или иное слово, и только после этого вставляют пропущенную букву. Хорошую помощь в развитии орфографической зоркости оказывают диктанты с обоснованием: учитель диктует слова, ученик должен записать проверочное слово, а затем слово, которое диктует учитель, т.е. должен обосновать орфограмму.
Эти методические приёмы позволяют предупреждать ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль.
ученики объясняют, почему слово пишется с  большой или маленькой буквы. В дальнейшем, перед выполнением упражнений, мы разбираем и объясняем трудные для написания слова.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок эффективны такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты  , написание текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись.

1 комментарий: