понедельник, 2 апреля 2012 г.

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
1. Чтение всего текста по заданию учителя.
2.Чтение, деление на части, составление плана.
3.Чтение по готовому плану.
4.Чтение с последующим пересказом.
5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста.
7.Чтение "цепочкой" по предложению.
8.Чтение "цепочкой" по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11.Чтение с заданием:
- задайте вопрос к произведению
- читая, запоминайте, в каком эпизоде вам было особенно смешно
- читая про себя, отметьте самые грустные слова, отрывки
- найдите в каждой части(абзаце) главное слово
- найдите предложения, в которых выражена главная мысль
- найдите самые красивые слова и речевые обороты, доказать, у кого красивее
- прочитайте "умные", "ласковые", "незнакомые", "трудные"
- кто понравился? почему?
- кто не понравился? почему?
- что вы лучше всего запомнили в произведении?
- какие мысли возникли при чтении?
- что вызвало вопросы?
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого отрывка в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
16. Чтение и установление, что правдиво и что вымышлено (для сказки)
17.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения
18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)
19. Чтение, составления сценария к "фильму"
20. Чтение, подборка звукового оформления к "фильму"
21. Нахождение в тексте выводов
22.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником
23.Установление путём чтения причинно - следственных связей.
24.Чтение по ролям
25. Обсуждение названия произведения.
26. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
27.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы
28.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, насмешкой, радостно, досадой, возмущением, печально и т.д.
29. Конкурсное чтение прозы или стихотворения
30. Нахождение и чтение предложений с точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком.
31. Нахождение и чтение образных слов, описаний
32. Кто быстрее найдёт в тексте слова на заданное правило.
33. Используя слова из произведения, составь устный портрет героя.
34. Чтение непонятных слов.
35. Чтение словосочетаний: сущ.+прил., сущ.+гл. и т. д.
36.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к темам "Осень", " Зима"и т. д.
37. Комбинированное чтение(учитель - ученик)
38. Нахождение и чтение слов из текста, близких по значению данным(записаны на доске).

Упражнение в толковании непонятных или малознакомых слов - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП УРОКА, он должен быть отнесён в основном к беседе по содержанию после повторного чтения. Кроме того часть слов, если это уместно, можно объяснить до чтения или в процессе чтения. Но не в момент проверки первичного эмоционального восприятия художественного текста. Грубейшей методической ошибкой звучит заданный после прослушивания произведения вопрос: " Какие слова вам непонятны?"

1 комментарий:

  1. Много лет назад, будучи молодым специалистом, много читала разной методической литературы. В своё время мне очень помогал журнал "Начальная школа". Данная статья - это материал из моей методической копилки,в которую собирался и собирается материал, необходимый для работы.

    ОтветитьУдалить