среда, 29 августа 2012 г.

Порядок работы со словарным словом


Алгоритм работы со словарным словом
  1. Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.
  2. Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память.
При этом каждый может выбрать свой прием запоминания:
    1. проговорить вслух негромко себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);
    2. молча посмотреть на слово, прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
    3. проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).
  1. Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.
  2. Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
  3. Письменный фонетический разбор в полной форме.
  4. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
  5. Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
  6. Склонение этого слова по падежам.
  7. Использование метода ассоциации.
Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму.
  1. Создание рисунка (аппликации, ребусов, стихотворений).
  2. Использование визуально-кинестетического метода (НЛП).
Визуально – кинестетическая стратегия грамотного письма (психологический метод якорения Д. Гордона и Р. Бендлера нейролингвистического подхода (НЛП)). Подход заключается в следующем:
  • у каждого человека существует 3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию через 3 канала:
  • аудиальный (больше запоминает информацию, которую он услышал);
  • визуальный (больше запоминает информацию, которую увидел сам);
  • кинестетический (запоминает информацию, которую почувствовал).
Один из каналов у человека является ведущим. В учебных классах существуют, как правило, ученики с различными ведущими каналами, т.е. информацию запоминают по-разному. Оптимальным методом для запоминания информации является визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив» через себя слово, запомнить информацию всем учащимся.
Метод способствует расслаблению учащихся, снятию напряжения. Его вполне можно использовать вместо физминутки.( по материалам статьи Тухфатшиной Н.И." Словарная работа - залог повышения грамотности русского языка в начальной школе")

Комментариев нет:

Отправить комментарий