среда, 8 мая 2013 г.

Афоризмы великих людей. Конфуций.


Китайский философ, основатель конфуцианства (жу цзя - школа великих книжников) - государственной религии Китая. Родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Родом из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин"). В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого, вследствие интриг, ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю. Похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Конфуция превращен в конфуцианский храм и стал местом паломничества. Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых - приложения к трактату "И цзин" (Книга перемен), но считается, что его перу, без сомнений, принадлежит только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 до н.э.). Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями.
 

Высказывания, цитаты и афоризмы Конфуция
• Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
• Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
• Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
• Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
 .
• Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
• Молчание — великий друг, который никогда не изменит.
• Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
• Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
• Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
• Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
.
.
• Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
• В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
• В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца.
• Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
• Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
• Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
• Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
• Достойный человек не идет по следам других людей.
• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
• Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
• Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
• Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.

• Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
• Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
• Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
• Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
• Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

• Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
• В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
• Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
• В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

• Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

• Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
• Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
• Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
• Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

• Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.
• Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
• Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
• К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
• Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
• Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
• Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
• Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
• Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
• Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
• Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
• Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
• Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
• Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.

• Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
• Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
• Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
• Не усвоив приличий, не утвердишься.

.
• Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
• Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.

• Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
• Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
• По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
• Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.
• Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.
• Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
• Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.


• При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
• Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, — это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, — это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, — это слепота.
.

• Сердитый человек всегда полон яда.
• Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
• Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
• Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других.
• Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

• С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стьщится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
• Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
• Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
• Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
• Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
• Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
• Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

• Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
• Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
• Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.
.
• У сдержанного человека меньше промахов.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
• Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!




Комментариев нет:

Отправить комментарий