пятница, 7 июня 2013 г.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ




Чтобы стать по - настоящему взрослым человеком, ребёнку предстоит научиться отвечать за свои поступки, зарабатывать - и не зависеть от взрослых.
Когда ребёнок становится взрослым?Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учёба в институте вполне ещё относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу.  Есть ещё сторонники взглядов: "Выдам замуж(женю), можно и вздохнуть."
По мнению французского психоаналитика Франсуазы Дольто, на пути к взрослению у ребёнка может стать некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьёзным усилием и даже иногда с опасностью. Самому зарабатывать деньги, совершить необычное, даже рискованное путешествие - мечты об этом говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то, как этот переход пройдёт. Лучше эту мечту подпитывать, а не противостоять ей. " Если у подростка есть какой - нибудь проект, - говорит Дольто, - пусть даже долгосрочный, это его спасёт. Нужно, чтобы что - то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости..."
Школа взросления
Но, чтобы выросший ребёнок смог воплотить свой проект, свою мечту в жизнь, у него должны быть инструменты для этого. И отрочество - самое подходящее время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность.Воспитать это качество в ребёнке - всё равно что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.
Не надо путать ответственность с послушанием и исполнительностью. Ведь когда мы требуем, чтобы он навёл порядок в своей комнате, а его там всё устраивает, мы требуем, по сути, одного, повиновения. В этом и заключается суть : вся его вина в неповиновении. А быть ответственным означает по собственной воле принимать решения, понимать необходимость действий и доводить его до конца. У маленького ребёнка это чувство можно "тренировать" - вместе обсуждать, давать возможность выбирать обязанности рассказывать "технологию" выполнения.
Необходимо думать о ребёнке как о человеке ответственном, говорить ему и окружающим об этом. Дело в том, что дети в оценки себя ориентируются на оценки взрослых. Нам, взрослым, обязательно нужно изменить внутренние установки с негативных на позитивные: вместо" он не в состоянии принимать решения" пусть будет "я доверяю ребёнку, он отвечает за свои поступки и может позаботиться о себе"..Если взрослый будет в это по - настоящему верить, поверит и ребёнок, а значит, станет действовать иначе.
Не нужно скрывать от ребёнка информацию о том, сколько на него тратят. С возрастом расходы возрастают, а дети порой даже и не подозревают об этом, привыкая к тому, что все их потребности всегда удовлетворяются.
Нужно определиться, с какого возраста ребёнок должен будет обеспечивать себя сам. Пусть это будет, например,18 лет или окончание первого курса института. И заранее нужно договориться с ребёнком об этом. Время от вркмени напоминать ему об этом.
 Не нужно спешить удовлетворить все потребности ребёнка. Если у человека три раза в день появляется еда на столе, если у него всегда убрано в комнате, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги то у него нет никаких стимулов становиться самостоятельным.
Нужно учить обращаться с деньгами. Для этого необходимо вначале беседовать с ребёнком, каким он видит своёбудущее, какую зарплату он хотел бы получать, какие у него есть потребности и т.д.Затем оговаривается правило финансового отчёта обо всех выданных ему деньгах. Именно так ребёнок научится контролировать свои расходы и нести ответственность за траты.
ЧЕМ СТАРШЕ СТАНОВИТСЯ РЕБЁНОК, ТЕМ МЕНЬШЕЕ МЕСТО В ЕГО ЖИЗНИ ДОЛЖНО ЗАНИМАТЬ ПОСЛУШАНИЕ И ТЕМ БОЛЬШЕЕ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Что почитать
Франсуаза Дольто " На стороне подростка"
Юлия Геппенрайтер " Продолжаем общаться с подростком. Так?"
Джолайн Гофри "Как научить ребёнка обращаться с деньгами"
(материал взят из журнала " Домашний очаг", апрель 2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий