воскресенье, 25 марта 2018 г.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева О жестокости и других «изъянах» сказок (некоторые ответы на вопросы родителей)


О жестокости и других «изъянах» сказок



1.
Как у сказкотерапевта с большим стажем, у меня свой взгляд на сказки. Я вижу многоплановость их шифров и у меня не возникает мысли о том, что в сказках есть мотив жестокости. Однако родители часто говорят о «кровожадности» некоторых положительных сказочных героев. Например, герой-богатырь – зачем он рубил головы змею? Можно же было как то решить дело путём переговоров! Или зачем коза так жестоко обошлась с волком, который съел её козлят?! Какой пример это даёт нашим детям!
 Да, действительно, энергетика многих народных сказок очень сильная, иногда дремучая, часто земная. Сказки, действительно, часто рассказывали люди с непростым жизненным опытом. Передавали опыт выживания и рассказывали о действии универсальных жизненных закономерностей.

Мне часто задают вопрос о сказке про Красную Шапочку: не слишком ли это «стрессовый сюжет» для ребенка? Ведь даже взрослому будет не по себе, если у него богатое воображение, и он живо представит себе происходящее в этой «детской истории»!
 Обычно я отвечаю, что происходящее в сказке символично и условно. Не стоит переносить сказочные события в реальный мир. Сказка создаётся на многомерном языке образов и символов с тем, чтобы вести диалог не столько с нашим сознанием, сколько с подсознанием, с сердцем, душой, этническим самосознанием и многими другими глубинными структурами нашего естества. Человек – это гораздо больше, чем его интеллект. Если лишить нас сказок, в кого мы превратимся? В биологические системы с внешним управлением?
 Поэтому сегодня, когда из многих сказок выхолащиваются сокровенные смыслы и есть тренд на унификацию сюжетов и героев, - сегодня особенно важно точно понимать передаваемое нам на языке образов и символов. Язык сказок не может становится для нас иностранным.
 Но вернёмся к Красной Шапочке и Серому Волку. Действительно, есть сказки с напряженным драматическим сюжетом. У них особенная миссия – сделать читателю символическую прививку от стресса. То есть драматический накал сказки даёт возможность ребенку пережить долю стресса, которая ему по силам. Поэтому не стоит лишать наших детей «острых» сюжетов, не стоит искусственно смягчать их или пропускать (не читать). Ту долю стресса, которую несет старая сказка, вполне по силам пережить ребенку, чтобы стать крепче.
 Здесь крайне важно понимание родителей: ничего страшного не происходит, сказка вовсе не травмирует ребенка, но благодаря сказке прямо сейчас ребенок проходит «прививку от стресса», чтобы его социальный, духовный, сакральный, жизненный иммунитет стал крепче. То есть некоторые сказки делают работу по символическому «закаливанию» психики и характера ребенка.
Если ребенок плачет и говорит, что ему страшно, его необходимо утешить, но так, чтобы это не стерло «прививочную работу» сказки. Например:
 «Солнышко, ты испугалась волка из сказки про Красную шапочку? Обычно герои не покидают своих сказок и не приходят в мир людей. А может быть, ты так сильно сопереживала Красной Шапочке, что тебе передалась частичка и ее страха? Но у Красной Шапочки ее испытания уже позади. И ты, и я, и она сама знает, чем закончилась история с волком. То, что испугало Красную шапочку, оказалось побежденным. Волк испугал, но волка победили. Так, солнышко, и во взрослой жизни, то, что нас пугает, мы можем побеждать. Придет время, и ты научишься побеждать свой страх, чем бы он ни был вызван. Пока ты мала, ты просишь защиты у тех, кто сильнее и опытнее тебя. Красной шапочке помогли дровосеки, а тебе сейчас пока помогают родители. Но постепенно, ты будешь расти и учиться побеждать свои страхи. И уже сама, став мамой, сможешь помогать справляться со страхом своим детям. Видишь, мы передаём эстафету защитников – от дровосеков – к родителям. Таков закон жизни. Но… всему своё время! Помни, пожалуйста, что герои не могут покидать своих сказок. А когда мы сказку читаем, ее герои могут учить нас жизни»…
 Видите, друзья, мало сказку просто прочитать. Сказка – это приглашение к разговору о жизни.
 2.
Меня часто спрашивают, насколько экологично рассказывать истории про ведьм. И вообще упоминать это слово при чтении сказки, если оно встретилось в тексте.
 Поэтому позволю себе сказать несколько слов относительно ведьм. Здесь, конечно, мы имеем дело с немалым искажением информации. Ведьма – от слова «ведать», знать, иметь связь с природными силами. Свой Дар чувствовать энергии, пронизывающие планету, взаимодействовать с ними, -  ведунья могла направить как к свету, так и к тьме. Та, что направляла свой дар к свету, была белой ведуньей, ведьмой. А та, что направляла свой дар ко злу, становилась черной ведьмой, колдуньей.
 Со временем, по известным причинам, всех одаренных женщин уравняли и демонизировали. И стали называть «ведьмами», и это стало равносильно слову «колдуньи».
 Поэтому мы, сказкотерапевты, сочиняя сказки, и вводя образ злого персонажа, стараемся, чтобы им не была «ведьма». Если персонаж символизирует в авторской сказке зло – это злая колдунья. Если добро – ведунья. Реже – ведьма. Мы даже стараемся избегать употребления наименования «ведьма», чтобы не сбить с толку читателя. Или в тексте сказки даются пояснения о происхождении имени и о том, на стороне каких сил действует данный персонаж.
 Современному ребенку даже понятнее терминология: Волшебница, Фея – значит добрые; и колдунья – значит, злая.
 3.
 Вопрос от мамы малыша: «Мне не очень понятно, правильно ли это: через напряженную сказку готовить ребенка к жестокостям мира? Мир же с тех пор изменился.
За счет чего происходит подготовка ребенка к жизни в сказке? Не становится ли человек черствым, толстокожим? Не программируешь ли ты: как родитель, ребенка на отрицательный результат? Сказки же, в основном, с негативным подтекстом: яйцо разбивается, дед с бабой плачут, родители теряют детей, детей уносят гуси-лебеди и так далее».
 Когда мы говорим о подготовке к жизни с помощью сказки, речь не идет о подготовке к «жестокостям мира». Речь идет о многогранности мира. О том, что в земном мире бок о бок живут существа разной организации, разного уровня сознания. О том, что если ты добр, нельзя всех мерить по себе и полагать, что все добры. Также, если внутри тебя есть зло, не стоит полагать, что и все кругом – злое. Да, есть люди, иные существа, инфицированные злом; они, особенно объединяясь вместе, демонстрируют жестокосердие и вероломство. Всё это в мире есть. Может быть, этого будет меньше, если человек не станет свое сердце погружать в сон?
 Объявлять мир «жестоким» - означает идти на поводу затаенной обиды на мир, на людей. Мир – очень красив. И если развивать в ребенке это мироощущение, он будет иметь защиту и от зла, травмирующего мир.
 Получается, что в Мире действуют силы, травмирующие его. Об этом важно тонко и деликатно предупредить ребенка. Что и делают сказки. Предупрежден – значит, вооружен. Береги Мир внутри себя и снаружи, не иди на поводу у сил, травмирующих Мир. Не дай ненасытности и потреблению поработить твой разум и сердце.  Распознавай, кто рядом с тобой. Не меряй всех по себе. Особенно если у тебя доброе сердце. Будь прозорлив.
 Через такие зашифрованные послания и происходит укрепление жизненного, социального, нравственного, духовного иммунитета формирующейся личности и раскрывающейся индивидуальности.
 По поводу программирования в сказках на отрицательный результат нужно сказать отдельно. Интересно, что подсознанию ребенка такой программы через сказки не передается. Обсуждения сказок с детьми показали, что дети точнее взрослых улавливают сказочные шифры и предупреждения. Они не чувствуют давления. И негативного программирования.
 В сказках есть символическое предупреждение, но нет программирования. Программирование – это уже акт захвата внутренней свободы человека. Сказки этим не занимаются. Но отдельные люди делают это для приобретения власти, материальных и социальных ресурсов.
 Ощущение же негативного подтекста сказок может быть связано с тем, что внутри повествования раскрывается тема борьбы со злом.
 4.
ВОПРОС от мамы малыша:
«Еще мне это напоминает бабушкино запугивание. Наша бабушка этим грешит. Говорит: "не ходи туда, а то баба Яга тебя съест, или кирпич на голову упадет."
Мне это казалось нечестным, обманыванием детей, а сейчас я подумала, что это чем-то сродни сказкам, что это можно было не воспринимать буквально».
 А это интересное жизненное явление – запугивание ребенка с целью ограничения его свободы в освоении мира. Изначально практика запугивания была основана на заботе о безопасности ребенка. Дело в том, что главными манипулятивными инструментами управления сознанием человека долгое время являлись страх, вина, гнев, чувство неполноценности. Эти инструменты не требовали высокого уровня культуры, и всегда были «под рукой». Поэтому их слишком часто использовали взрослые люди. Возможно, вспоминая собственный детский опыт. Когда и по отношению к ним применялось запугивание.
 Традиция запугивания невероятно травмировала внутренний мир ребенка, и делала его уязвимым в будущем в социальному программированию через тот же инструмент запугивания.
 Что делать, когда мы видим, что «третьи лица» (путь даже и наши родственники) используют запугивание? Нужно вовремя разъяснить ребенку этот феномен.
 Например, так: «Солнышко, бабушка переживает за твою безопасность. Она не может быть с тобой постоянно. Поэтому говорит тебе слова, которые смогут тебя остановить и оставить тебя в поле ее зрения и контроля. Возможно, когда тебя просили не уходить со двора, или чего-то не делать, ты не услышал. И вот к тебе применили запугивание. Пожалуйста, будь внимателен к разумным просьбам взрослых. Тогда они не дойдут до использования запугивания по отношению к тебе. И на будущее прошу тебя вот о чем. Когда ты станешь взрослым, постарайся никогда не запугивать своих детей. Ищи другие слова, чтобы тебя услышали».
 Наверное, вы заметили, что наши дети стали крепче, и многих из них уже, как прежде, «не запугаешь»? Человек постепенно выходит из под влияния страха, как инструмента управления его поведением. Да, пока этот инструмент работает, но его эффективность будет падать «ни по дням, а по часам».
 5.
Ремарка взрослого человека: «В сказках слишком много нелогичного и непонятного, чтобы их любить и читать детям».
 Да, на первый взгляд, в сказках много нелогичного и непонятного. Но именно это и пробуждает наш интерес к ним, стремление понять ПОЧЕМУ? А что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит в сказке? Ведь мы можем читать сказки не только «по писанному», но и «по-неписанному»!
 Вот, к примеру, принцессу помещают в высокую башню. Что же это за шифр?! Может быть, речь идет о некотором высокочастотном явлении, чувстве, мысли, процессе, которое пока скованно предрассудками человечества?!..
 Или крокодил глотает солнце. Что это? Метафора «конца света», или смены дня и ночи? А, может, это шифр насыщения живых организмов энергией солнечного света?...
 Так или иначе, сказки полны загадок, которые интригуют и зовут найти ответ. И если главным вопросом к себе и ребенку станет вопрос: а о чём же говорит эта сказка НА САМОМ ДЕЛЕ? – тогда укрепится тяга к познанию тайн, которыми переполнено Мироздание.
                                        Автор: Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

1 комментарий:

  1. Книги Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой очень интересны.Начинаешь читать - не оторваться.Автор - высококлассный специалист по сказкотерапии.

    ОтветитьУдалить